Меню
Главная
О школе
Школа вчера
Школа сегодня
Задачи школы на 2017/2018 учебный год
Летопись школы
Учительская
Администрация
Методические объединения
В помощь учителю
Методическая сеть
Аттестация педагогических работников
Блоги учителей школы
СППС
График работы СППС
Советы психолога
Социальный педагог рекомендует
Попечительский совет
Профориентация
Будущим абитуриентам
Профориентационная работа
Востребованные профессии
Учебные заведения Гродненской области
Советы психолога
Перед выбором профессии
Памятка выбирающему профессию
Ошибки, возникающие при выборе профессии
Формула выбора профессии
Как помочь в выборе профессии?
Рекомендации учащимся и их родителям по подготовке к экзаменам
Список профессий
Нормативно-правовые документы
Абитуриент-2018
Воспитательная работа
Планы программы графики
БЕЗОПАСНОСТЬ ВАШИХ ДЕТЕЙ
Памятка по профилактике детского травматизма
БезОпасный интернет – детям
Профилактика правонарушений в отношении оружия
Традиции
Мы выбираем МЧС
Музей «Слоним и его герои»
История Слонима - частица истории страны
Музей
Официальный сайт музея ГУО "Средняя школа №10 г.Слонима"
Родительский форум
Все о здоровье вашего ребенка
Платные образовательные услуги
План педагогического просвещения родителей
Родителям будущих первоклассников
Общественные объединения
Фотоотчет БРСМ/БРПО
Планы
БРСМ
Символика ОО "БРСМ"
ПО ОО"БРСМ" СШ№10
Устав БРСМ
Структура БРСМ
МООП
Информация и баннеры
БРПО
Пионерская дружина имени Ф.М. Синичкина
Устав БРПО
Символика ОО "БРПО"
Совет дружины
Информация и баннеры
Волонтерский отряд "Твори добро"
Устав
Фотоотчет
Список волонтёров
Фотогалерея
Контакты
Карта сайта
Готовимся к экзаменам
Билеты по отдельным учебным предметам
Расписание
Телефоны горячей линии
Проведение итоговой аттестации
Организация образовательного процесса
Электронные учебники
Расписание
Шестой день
Анонс
Планы
Субботний калейдоскоп
Библиотека
Структура библиотеки
Вниманию читателя
Библиотека - учителю
Календарь знаменательных и памятных дат
События
Наши выпускники
Профсоюзный комитет
МЧС
Новости МЧС
Азбука безопасности
Инновационный проект
ПКПП
Инклюзивная школа
Инклюзивная школа
Каждый имеет право быть разным
Советы ГАИ
Советы ГАИ
Обращение к учащимся средней возрастной группы
Обращение к учащимся младшей возрастной группы
Обращение к учащимся старшей возрастной группы
Здоровый образ жизни
Нормативно-правовые документы
Ресурсный центр
Электронные обращения граждан
Электронные обращения граждан
Электронное обращение для физического лица
Электронное обращение для юридического лица
Викторина "Юбилейная"
Олимпиады и конкурсы
Олимпиады, конференции
Конкурсы
Информация
Информация о депутатах
Статистика
Просмотры материалов : 189204
Кто на сайте
Сейчас 124 гостей онлайн
Праздники РБ

Праздники Беларуси 

Счетчик посещений
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня111
mod_vvisit_counterВчера527
mod_vvisit_counterЗа неделю638
mod_vvisit_counterПрошлая неделя4160
mod_vvisit_counterЗа месяц9807
mod_vvisit_counterПрошлый месяц21356
mod_vvisit_counterВсего200246

Онлайн (20 мин): 23
Ваш IP: 54.198.3.15
,
Сейчас: 17-07-2018 03:55
Бегущая строка в HTML Республиканская «Детская телефонная линия» 8-801-100-1611 Круглосуточный телефон 170 «ДОВЕРИЯ»
Главная страница Профориентация Советы психолога Как помочь в выборе профессии?

812420fad324190c79050d6f4d3288b6 Значимые события Вчера и сегодня

Как помочь в выборе профессии?

Рекомендации родителям по профориентации

1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в         8-9-м классе.

Вместе, но не вместо

        Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит.

        С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.

7 шагов к решению

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе. 

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть». Ошибка - тоже опыт Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять. Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново. 

Обновлено (10.01.2018 11:15)

 

press72723

bezVisa

БРПО

213123123123

УПР обр

ypravl1

obrport 

 sm

 

Лето 2018

baner

Войны священные страницы

5

sm full.aspx

год науки итоги

Молодежная столица 2018

Спортзал 1

 

Рисунок3

 

2017 01 14 17 43 28 

7chudes

Учебные заведения ПТО Гродненской области

Авторизация